Когда менять свечи зажигания?
Автомобильный мир стремительно электризуется. Но, не смотря на то, какими иновационными являются электромобили, «старый мир» двигателей внутреннего сгорания также критически зависит от электричества. Для функционирования ДВС необходимы три компонента: топливо + воздух + искра. За искру в этом уравнении отвечают свечи, у которых есть определенный ресурс работы. Когда менять свечи зажигания?Попробуем ответить на это вопрос.
Как работает свеча зажигания?
При работе двигателя между боковым и центральным электродами свечи возникает электрический разряд, вырабатываемый катушкой зажигания. Разряд имеет высокое напряжение 25-30 тысяч вольт и поджигает топливную смесь.
Выделяемое при сгорании смеси тепло повышает температуру, давление в цилиндре нарастает, и поршень выталкивается вниз. Движение поршня передается на коленчатый вал и приводит автомобиль в движение. Такой процесс происходит по очереди в каждом цилиндре, а затем он повторяется, пока вы не заглушите двигатель.
Большинство двигателей имеет свечей столько, сколько имеет цилиндров. Поэтому у рядного четырехцилиндрового двигателя четыре свечи, а у V-образной шестерки — шесть. Правда, некоторые автомобили оснащены двумя свечами зажигания на цилиндр для более точного зажигания.
Свечи зажигания состоят из множества деталей, в которых, в зависимости от типа свечи, используются медь, никель, иридий и платина. Для защиты и изоляции в свечах зажигания также применяется керамика.
Почему свечи приходят в негодность?
В процессе работы свечи зажигания покрываются налетом, корродируют и меняют форму, становясь все менее и менее эффективными. Это происходит из-за давления, высокой температуры и химического состава веществ, которые содержатся в продуктах горения топлива.
Если долго игнорировать симптомы неполадок свечей, любая из них может выйти из строя. В результате вы можете получить проседание мощности, сложности с запуском и другие, более серьезные неполадки. Доводить до такого, конечно, не стоит.
Типы свечей зажигания
На рынке наиболее распространены три типа свечей зажигания, отличающихся друг от друга материалами изготовления
Никелевые свечи зажигания
Считаются стандартом для большинства автомобилей и представляют собой традиционный тип свечей зажигания с медным сердечником и сплавом никеля. Благодаря большему диаметру электродов медные свечи зажигания являются самыми крупными, а значит, для создания искры им требуется большее напряжение, чем другим типам. Никелевый сплав изнашивается быстрее, чем другие металлы, поэтому такие свечи обычно требуют замены каждые 30 000 км. Но зато это самые доступные по стоимости свечи.
Платиновые свечи зажигания
Похожи на предыдущие, но вместо никелевого сплава в центральном электроде используется платиновый диск. Благодаря более высокой температуре плавления и способности выдерживать нагрев, платиновые свечи изнашиваются медленнее и могут прослужить до 80 000 км.
Иридиевые свечи зажигания
Считаются самыми качественными благодаря тонкому проволочному центральному электроду из иридия, который в шесть раз тверже и в восемь раз прочнее платины. Хотя иридиевые свечи служат дольше других типов свечей зажигания, они также являются и самыми дорогими.
Когда менять свечи зажигания
Частота, с которой нужно менять свечи зависит от материала, из которого они изготовлены. Приблизительные сроки работы свечей представлены в таблице:
Материал свечи | Срок службы |
Никелевые свечи | 30 000 — 45 0000 км |
Платиновые свечи | 70 000 — 80 000 км |
Иридиевые свечи | 100 000 — 120 000 км |
В действительности, срок жизни свечей зависит от многих факторов, включая качество топлива и текущее состояния вашего двигателя. Если к вашему авто прилагается сервисная книга, придерживайтесь сроков замены свечей, указанных в ней. А проверять состояние свечей зажигания лучше каждые 15 000 км.
Симптомы неисправности свечей зажигания
Признаки того, что свечи зажигания нуждаются в замене:
Повышение расхода топлива
Загрязненные свечи зажигания увеличивают расход топлива, т.к., топливная смесь в части цилиндров не сгорает или сгорает неэффективно.
Замедленный разгон
Если разгон занимает больше времени, а мощности для обгона автомобиля не хватает, дело может быть в изношенных свечах зажигания. Однако похожие проблемы встречаются и при загрязненном топливном фильтре, засоренных топливных форсунках, а также проблемах с кислородным датчиком и системой зажигания. Все эти элементы требуют проверки.
Неровный холостой ход
Двигатель издает шум, похожий на пиканье, скрежет или стук, или присутствует сильная вибрация.
Осечки в работе двигателя
Обратите внимание, есть ли на наконечнике свечи масло. Причиной его появляется может быть треснувшая прокладка клапанной крышки, разрушение уплотнительного кольца свечи зажигания, прокладка головки блока цилиндров, дефектные или изношенные направляющие клапанов. Не откладывайте диагностику надолго, потому что масло может вызвать осечку двигателя или препятствовать его запуску. Двигатель, который продолжает давать осечки, может повредить каталитический нейтрализатор, замена которого обойдется примерно в “мама-дорогая” долларов.
Затрудненный запуск двигателя
Проблемы при старте — первый сигнал проверить свечи. Среди других причин затрудненного запуска — проблемы с системой зажигания, необходимость замены аккумулятора или изношенность проводов свечей зажигания.
Огни на приборной панели
Не игнорируйте символ лампочку «Check Engine» или ее аналоги, находящиеся на приборной панели. Они могут сигнализировать о выходе из строя свечи зажигания или о том, что требуется замена проводов свечей зажигания. Полный список событий, при которых загорается лампа, указан в инструкции по эксплуатации вашей модели авто.