Что такое WLTP и зачем это?
В сентябре 2017 года в Европе были приняты новые правила сертификации автомобилей. Одним из таких изменений стала новая процедура измерения выброса вредных веществ и твердых частиц а также, расхода топлива и определения запаса хода электромобилей. Цикл, по которому будут проходить стендовые испытания, теперь называется WLTP (Worldwide harmonized Light vehicles Test Procedure) — Всемирная гармонизированная методика испытаний для легковых автомобилей. Новый стандарт принят в странах ЕС, а также в Швейцарии, Турции, Норвегии и Лихтенштейне.
Цикл WLTP максимально соответствует современному стилю вождения водителей.
Как было раньше?
До 2017 существовал цикл NEDC — New European Driving Cycle, принятый аж в 1970 году. Испытания на стенде по этому циклу длятся 20 минут, за которые автомобиль проезжает 11 км, из которых две трети времени имитируется езда по городу, а еще треть – за городом. Средняя скорость испытаний – 34 км/ч, а максимальная – 120 км/ч. Следуя этому циклу, автомобиль разгонялся в городе до 50 км/ч за 26 секунд (смешно, да?). А до 70-ти за городом – за 40 секунд. Все это в результате давало показатели по выбросам СО и расходу топлива весьма далекими от реальности.
Что теперь?
В 2008 году под эгидой ООН началась разработка нового цикла под названием WLTP. Его финальные испытания прошли в 2014-м. Новый цикл предполагал вдвое большую дистанцию – 22 км. Средняя скорость выросла до 44,5 км/ч, максимальное ускорение – в полтора раза. Максимальная скорость теперь составляет 131 км/ч. Кроме того, по стандарту WLTP необходимо отдельно тестировать базовую и максимально оснащенную версию модели с определенным двигателем.
Для оценки хода электромобилей и авто-гибридов ставятся особые условия. Гибридные автомобили, например, должны иметь полностью разряженный аккумулятор.
Плагин-гибриды тестируются в четырех циклах:
- полностью разряженная батарея
- частично заряженная батарея
- полностью заряженая батарея
- тестирование в режиме электромобиля
Электромобили по циклу WPTL тестируются в два этапа:
- полностью заряженная АКБ
- 12-часовой тест на полный разряд для проверки выдержки АКБ
Новые условия тестирования авто значительно больше приближены к реальным условиям вождения.
Что у других?
В США используется свой собственный стандарт ETA FTP-75, последняя редакция которого проводилась в 2008 году. Цикл учитывает особенности вождения американского автолюбителя и благодаря своим особенностям, он наиболее точен. Авто тестируется аж 31 минуту, за которое проезжает 17,8 км. За цикл авто делает 22 остановки, общее время простоя – 20%. Максимальная скорость – 91 км/ч, а средняя – 35 км/ч. В цикл EPA включено несколько подциклов:
- US06, в котором замеряется расход топлива при резких стартах на светофоре и городском траффике
- SC03, измеряющий расход со включенным кондиционером
Все это дает результаты, значительно приближенные к реальности. Так, Nissan Leaf 2018 года по данным разных циклов имеет такой пробег:
- EPA FTP-75 — 243 км
- NEDC – 378 км
- WLTP – 285 км в смешанном цикле и 415 км в городском (на шинах 16”)
Выводы
Теперь, видя в прайсах новую аббревиатуру WLTP вы будете знать, что замеры пробега, расхода и выбросов для данной модели авто проводились по новым, довольно строгим европейским правилам. Так что есть надежда, что в реальной жизни пробег где-то таким и будет. Хотя, в Украине нормы WLTP не действуют, поэтому продавцы автомобилей вправе указывать технические характеристики автомобилей, продающихся в Украине в рамках действующего в стране законодательства.
Для примера, один французский автопроизводитель в украинских прайсах для всех моделей указал расход топлива и выбросов СО2 согласно директивы 80/1268/ЕЕС, принятой в 1980 году (читайте NEDC). А вот на сайтах европейских стран эти же данные указаны согласно нормам WLTP. И они, конечно, разные.
Украинскому автолюбителю имеет смысл искать значения измерений по циклу WLTP. А еще лучше, ориентироваться на средние показатели между самых строгих американским EPA и новым европейским WLTP. Чтобы напрасно не разочаровываться.